12 апреля 1961 года навсегда вошло в историю. Разлетевшаяся в тот день по всем уголкам земного шара весть о первом орбитальном полёте вокруг Земли корабля «Восток» с простым советским парнем на борту, потрясла мир и заставила людские сердца замирать от волнения, величайшей радости и гордости
за страну. Юрий Гагарин отправился в космос старшим лейтенантом, а вернулся домой уже майором — народным героем, проложив человечеству дорогу к звёздам.
И в наше время, минуя десятилетия, 12 апреля остаётся особенным днём, днём триумфа науки, всех тех, кто посвятил свою жизнь авиационно-технической отрасли, кто устремлённым взглядом смотрит в будущее отечественной космонавтики.
Сегодня День космонавтики и авиации ассоциируется у людей среднего возраста и молодёжи с новыми технологиями, для самых-самых маленьких — это торжество детской мечты, для старшего же поколения — настоящий праздник патриотизма. Возвращаясь в прошлое, современники первых покорителей космического пространства перебирают в памяти яркие моменты тех легендарных лет, ознаменовавших начало космической эры.
Постоянный читатель нашей газеты и давний друг редакции Василий Анисимович Журавлёв вспоминает, как в октябре 1957 года «прикоснулся к космосу», когда СССР впервые в мире вывел на орбиту искусственный спутник Земли:
— Чтобы увидеть пролетающий первый спутник в лучах скрывшегося за горизонтом солнца, нас по школьному звонку вывели на улицу из классов. Мы, устремив взгляды в вечернее небо, с криком «Вот он!» рукоплескали новой рукотворной звёздочке, сотворённой нашими учёными. А затем прозвучало на весь мир простое русское слово «Поехали!», непроизвольно вырвавшееся из уст Юрия Алексеевича Гагарина, полёты других первопроходцев космоса и новое потрясение землян — выход в открытый космос Алексея Архиповича Леонова. Все граждане нашей многонациональной Родины ликовали, плакали от счастья, гордились подвигами советских космонавтов.
Наступило то удивительное время, когда открывались совершенно иные миры. Не будет преувеличением сказать, что происходившие события мирового масштаба стали для людей первой всеобщей послевоенной радостью. Полёт человека в космос не оставил равнодушным никого: в едином порыве все выходили на массовые народные гуляния, устраивали демонстрации.
— Мы орали, как дураки. Гагарин в космос полетел! — с улыбкой рассказывает про апрель 61-го медицинская сестра ТЦРБ № 1 Надежда Александровна Сакулина. — Я, 18-летняя девчонка, оканчивала выпускной курс Костромского медицинского училища, была на государственной практике с другими акушерками. Все вместе мы и отпраздновали: несмотря на серьёзный характер (нас, девятерых девчонок в семье, родители воспитывали в строгости), папа даже разрешил нашей заведующей шампанского купить. Осознание того, что сопричастны к этому великому историческому моменту, тогда делало всех счастливыми.
Год 60-летия первого полёта человека в космос знаменателен для Надежды Александровны и праздником личным: в августе она встретит 60-летний юбилей трудовой деятельности. Из них 55, как перебралась в наш южный город, работает в детской поликлинике ТЦРБ № 1.
Таких, «мастодонтов от медицины», можно по пальцам пересчитать. И кто бы мог подумать, что у неё, женщины в годах, за плечами не только большой жизненный и профессиональный опыт. Но и …парашют. Что даже несколько «роднит» её с космонавтами. (Не секрет, что перед полётом в космос каждый кандидат должен совершить несколько десятков прыжков с парашютом, уметь владеть своим телом в пространстве.)
Не менее интересен и тот факт, что Надежду Александровну судьба как-то свела с той самой Чайкой — Валентиной Терешковой. В начале 60-х Надя в числе молодёжи ездила смотреть в Ярославскую область, как занимаются и прыгают под куполом будущие освоители безвоздушного пространства, перенимать мастерство. Там была и первая женщина-космонавт.
Однако небо покорилось Н. Сакулиной ещё раньше. Будучи студенткой, Надя занималась в парашютной секции воинской части в Костроме, откуда сама и родом. Со спортом девушка была на «ты». Об этом говорят второй разряд по лыжам, первый — по бегу…
— То дело было давно, в 1958-59 годах, — откровенничает наша собеседница. — Всего у меня 16 прыжков с парашютом. Конечно, сначала шла большая подготовительная работа. К примеру, до парашюта надо было сдать лыжи на разряд. Следом начиналась теория. После мы переходили к практической части, учились укладывать парашют и только затем приступали к прыжкам. Первые — с вышки. Кто-то «зеленел» в лице после такого испытания, кто-то вообще не мог совладать с собой и отходил в сторону. Я же ничего не боялась.
Надежда Александровна признаётся, что много чего повидала, пока росла в деревне, рано повзрослела, приучилась к труду — за любую работу бралась, помогала семье. Сызмальства поняла, что хочет связать свою жизнь с медициной.
— Знала, как шприцы кипятить, клизмы ставить, — продолжает она. — В 14 лет я сама приняла роды у мамы. Так и пошла учиться на акушерку в медколледж. У нас преподавал немец Гедалий Львович Залкинд, спрашивал с каждого строго, спуску никому не давал. Меня, однако, это не страшило, я многое уже знала, учёба давалась легко.
Юную Надю знали все как рьяную активистку. Не раз девушку за талант поощряли путёвками — на концерт Высоцкого, Захарова… Её коллеги признаются, что и сейчас она даст фору молодым, а боевой закалке ей не занимать. Конечно, с парашютом она, в свои лета, уже вряд ли отважится шагнуть в небо. Но именно оно, безграничное, манящее, заставляющее мечтать и действовать, даровало ей счастье, к которому прикоснулись миллионы жителей страны Советов — личной сопричастности космосу.
Таша ИЛЬИНА