Сладкая весна Юлии Терёшиной

515

На всех парах врывается к нам весна — время, когда особенно хочется творить, радоваться и любить. Эта замечательная пора ассоциируется с прекрасными человеческими чувствами, яркой, сочной и живой палитрой красок, коими умелый художник, имя которому Природа, преображает всё вокруг. С неподдельным восхищением и предвкушением грядущих тёплых дней и невероятных событий встречает эту весну туапсинка Юлия Терёшина. Пока из земли навстречу солнцу только-только пробиваются первоцветы — её уже окружает несметное количество удивительных ботанических композиций, по-настоящему особенных. Ведь у цветов… конфетный вкус!

Юлия — мастер сахарной флористики, неоднократный победитель и призёр международных кондитерских конкурсов. Несмотря на достигнутые весомые успехи в сладком деле, она убеждена, что стремиться к профессиональному росту нужно всегда, не останавливаясь. Это и покорение новых высот, и совершенствование техники. Делать цветы не просто узнаваемыми, а чтобы они были максимально приближены к реальным — такими, чтобы хотелось понюхать, — вот какую задачу ставит перед собой Ю. Терёшина.

— Вообще к цветам у меня страсть возникла не случайно, она была всегда, — признаётся, — правда, шла я к этому занятию долго. Только парикмахерскому искусству посвятила 23 года: сама порой удивляюсь, насколько меня хватило! Знают меня туапсинцы и как «тортовика», одну из первых в районе. (К слову, такие привычные нашей героине парикмахерские ножнички перекочевали следом на её сладкие изделия, став своего рода авторским знаком.)

Шёл 2010 год. Многое, чем сегодня привыкли себя баловать сладкоежки, было тогда чем-то необычным, словно из будущего. Таким оказался и торт, обтянутый гладкой массой и украшенный разными съедобными деталями, который Ю. Терёшина заприметила на фото у приятельницы из Канады.
— Стало мне любопытно. Ходила, маялась, уснуть не могла, — вспоминает она, — весь Интернет ночью облазила, что да как. Поутру рванула на рынок за ингредиентами для мастики — хотелось мне сотворить что-то подобное. Вот так, собственно, «заболела» этой темой. Принялась учиться выпечке и декорированию свадебных тортов. И понеслось…

(Нам Юлия рассказала, что живые цветы не имеют права находиться на кондитерском изделии: составы, которыми их обрабатывают, ядовиты, можно назвать и другие причины. Есть цветы специальные, кондитерские, выращенные в Израиле, и цена таких в 10-20 раз выше обычных. Потому не удивительно, что розы и прочие прекрасные создания из сахарной мастики стали самым оптимальным вариантом для кондитеров. Однако и ими, хоть и сделанными из пищевых продуктов, не спешите лакомиться. Эти цветы, прежде всего, украшение. И, как правило, на проволочном каркасе.)
— Конечно, если показать вам самый первый мой экземпляр — это что-то с чем-то, — смеётся. — Большим толчком в развитии стало обучение у именитых мастеров. Я посетила все курсы, которые в Москве проводил профессионал с мировым именем, король сахарных цветов Алан Данн. Одним словом, это было круто! Безумно дорого, но, несомненно, того стоило.

Все средства, которые Юлия зарабатывала в парикмахерской, тратила на необходимый инвентарь и материалы, на занятия, поездки. Не раз она бывала за границей. Бельгия, Эстония, Германия, Англия… всего и не упомнишь! В одних городах училась сама, в других — с удовольствием делилась знаниями с коллегами, в третьи приезжала, чтобы побороться в конкурсах за звание лучшей среди сахарных фей и сразить жюри своими шедеврами.

На  международной выставке кондитерского мастерства
«Cake International» с главным судьёй Брайаном Тейлором, 2015 год.

Из британского Бирмингема, где проходит фестиваль кондитерского искусства «Cake International» (это мероприятие называют самым большим торт-шоу в мире, которое собирает под одной крышей сотни талантливых кондитеров и кулинаров), не единожды она привозила золото.
— В первый раз я отправилась туда в 2014 году. Всё было в новинку. Только представьте: две тысячи участников со всего мира, другой язык, другой менталитет… Мимика, жесты… И знаете, что подметила, все друг у друга спрашивали: «Корейцы будут?», «А китайцы?» На то время они считались самыми лучшими мастерами: такое творили своими миниатюрными пальчиками, что нам и не снилось. Тягаться с азиатами было сложно. А когда я приехала в Англию спустя два года, конкурсанты между собой перешёптывались и обречённо вздыхали, узнав, что «будут русские». Мы настолько подняли планку, что жюри теперь с особым пристрастием оценивает работы, смотрит на натуральность. Последние годы россияне уверенно берут все первые места. Меня обуяло огромное чувство гордости за страну, за соотечественников. Такого боевого настроя, как у нас, больше нет ни у кого. Все едут поучаствовать и только русские — за победой.
Не менее решительно, как отправлялась на грандиозную выставку, наша мастерица изменила и свою жизнь. «Человек свободен не тогда, когда он что хочет, то и делает. А когда он не делает того, что не хочет», — руководствуясь этим принципом, она спрятала в дальний угол парикмахерские ножницы, перестала брать заказы на выпечку тортов и целиком погрузилась в сладкий цветочный мир, который однажды поманив, увлёк окончательно.

Своей историей и опытом Ю. Терёшина щедро делится с окружающими. В Инстаграме у неё больше семнадцати тысяч подписчиков. Практически все, скажем так, «заболевшие флористикой». Среди них, оказывается, немало мужчин. Пользователи соцсети наблюдают за каждым авторским постом и с нетерпением ждут выхода новых обучающих роликов.

— Мастер-классы я снимаю с полной отдачей, оборудовала в этих целях одну из комнат дома. Видео монтирую сама, стараюсь не упустить все нюансы. Так как аудитория в том числе и англоговорящая — не забываю про субтитры. Если какие-то вопросы у учеников по ходу дела возникают – всё разъясняю. Такой кайф ловлю от этого, — не скрывая эмоций, говорит Юля. — В моей семье обе бабушки были учителями, мама тоже. Видимо, и мне это передалось. Однако своё призвание я обрела уже в зрелом возрасте.
Юлия заверяет, что такое направление, как сахарная флористика, в России сегодня набирает обороты — у желающих постигнуть это сказочное искусство есть возможность учиться, не покидая пределов страны.
— Сейчас даже больше преподавателей, чем учеников, — тут же добавляет она. — Многие, прошедшие только базовые курсы, сразу стремятся передавать знания другим. Так, конечно, быть не должно. Относиться к делу нужно серьёзно, спешить не стоит.
Наша собеседница вспоминает, как сама впервые попробовала себя в новой роли:
— Я только-только вернулась с первого мастер-класса у Алана Данна, начала вникать в тонкости работы с мастикой. Была под большим впечатлением, руки горели творить. Поделиться опытом меня тогда уболтала Тамара Вончагова (о пряничной фее мы писали в нашей газете ранее). Она с дочерью и стали моими первыми учениками. Несмотря на то, что дело было зимой, такая жара стояла! С меня семь потов сошло, я так распереживалась, что даже всё перепутала. Но в итоге дело довели до ума. Интересно получилось!

Когда в активе Юлии уже были победы в кондитерских состязаниях, ей в социальных сетях стали поступать предложения от единомышленников «приехать-научить». Так и пошло-поехало: туапсинка собирала группы в Алма-Ате, Краснодаре, Анапе… Раз пять-шесть была на Сахалине. Шутит: «Туда рукой же подать…»


— С прошлого года из-за пандемии часть поездок, которые предполагали проведение очных занятий, просто отпала, — говорит цветочница. — Пришлось подстраиваться под новый формат, выкладывать записи уроков, которые могут приобрести все желающие, в сеть. На гугл-диске, на телефоне практически никогда не бывает свободного места: фотографий и видео — тысячи!
Интернет интернетом, но наша героиня твёрдо уверена, что основам сахарной флористики надо учиться исключительно очно, ставить руку непременно в присутствии мастера.
— Большое заблуждение, что для этого требуется художественная подготовка, — предвосхищая следующий вопрос, добавляет Юлия. — Я вот ни разу не художник, просто знаю и пользуюсь правилами цветового круга. — И добавляет, ошарашивая нас: — Я ведь по специальности инженер-механик по авиационным двигателям. Изготовление цветов, равно как и парикмахерское дело — это чистая техника. Очень кропотливая, но увлекательная работа.

С главным судьёй и учителем — королём сахарных цветов Аланом Данном. Выставка во всемирно известной школе Squires Kitchen. Великобритания, 2016 год.

Чтобы сделать пять тюльпанов, которые потом будут красоваться в видеоуроке, надо весь день посидеть — часов восемь уйдёт точно! Сам процесс она называет немного пугающим словом — «расчленёнка». Судите сами: глядя на букет, стоящий в вазе или в горшке, мастер по-отдельности замеряет листики, изучает, как расположены пестики-тычинки, сколько чего. Разбирает всё до мелочей, ведь главное — создать цветок по образу и подобию, строго придерживаясь его ботанического строения. Одними руками, конечно, идеального результата добиться трудно, в помощь идут всевозможные силиконовые формы. Не менее важно качество сладкого материала и условия, в которых разворачивается действо. Например, влажность воздуха.

Путём проб и ошибок Юлия вывела свой рецепт мастики, и не один. За основу взяла готовый, с которым её на курсах познакомила мастерица Татьяна Хегай. Он, как выяснилось, аналогичен британскому рецепту Алана Данна, только адаптирован под общепринятую измерительную систему, все ингредиенты – в граммах.
— Сама эта мастика очень хрупкая: если при сборке что-то пошло не так, придётся делать заново. И совсем обидно, если изделие упадёт — разобьётся на мелкие частички. Постепенно пришло осознание: чтобы легче было работать с массой, нужно добавить своё. Так «подружилась» с глицерином, — раскрывает карты она. — Всё нужно пробовать, сравнивать.
Спонж, который каждая вторая женщина имеет в своей косметичке, она умудрилась тоже задействовать. Долго искала способ, как равномерно и легко растушёвывать красящий пигмент, чтобы цветок выглядел естественно, с аккуратными переходами, а не ядрёным, словно пластиковым. Кисть такого эффекта дать не могла. Из подручных средств, что были, взяла губку, обмакнула в краситель — и вуаля. Теперь такой способ советует и своим ученикам.
— На эти темы могу говорить часами, без остановки. Это знают все, кто со мной знаком, — улыбается наша собеседница. — Для меня занятие флористикой — отдельная жизнь. Даже, вернее, жизнь в жизни — так это воспринимаю и ощущаю.

Время замирает, когда Юлия начинает вырезать один за другим детали
будущего шедевра. В этот момент есть только она и лепесток. Вдохновение мастер черпает из окружающего мира.
Сейчас Юлия Терёшина с нетерпением ожидает новостей от коллег, лучших цветочников в мире из Ирландии, Германии, Венгрии и Украины. С весной грядёт грандиозный проект, где она, в свою очередь, в числе мастеров-наставников представит Россию. Всех секретов раскрывать не будем — следите за новостями в её Инстаграме.
А в будущем фея сладких дел планирует освоить другое, но схожее направление – керамическую флористику:
— Кто научился на сахаре — легко может перейти на иной материал. Холодный фарфор — куда более податливый, приятный в работе. А главное, из него можно сделать настоящее, живое и …вечное.
Цветы, которые не сломаются и не завянут, цветы, которые будут радовать взор каждый день, пробуждая в душе весну.

Анна ДЕМИЧЕВА