Снег Сталинграда в его волосах

109
Фото Л. Замурагиной

Когда в 1966 году участник Великой Отечественной войны Пётр Павлович Лоншаков с семьёй приехал на жительство в посёлок Новомихайловский и устроился на работу в пионерский лагерь «Орлёнок», только в одной этой здравнице трудились 120 фронтовиков. Представляете, как эти люди собирались на праздники вместе, сколько было воспоминаний, рассказов о подвигах, о боевых товарищах, о курьёзах из повседневной фронтовой жизни, сколько звучало задушевных военных песен… Горестно осознавать, что нет сейчас с нами той плеяды героев. Время неумолимо, и в свои 97 лет Пётр Павлович Лоншаков — единственный из фронтовиков «Орлёнка» и ныне живущих в Туапсинском районе защитников Сталинграда.

Москву фашистская авиация начала бомбить в июле 1941 года. Для борьбы с вражескими зажигательными бомбами в столице срочно начали набирать отряды из подростков. В одно из таких формирований вступил и Пётр Лоншаков. После рабочей смены на авиационном заводе, куда он устроился в 1940-м, приехав в столицу из Воронежской области, Пётр нёс дежурства на крышах зданий, тушил с товарищами немецкие «зажигалки», спасал город от пожаров.
Осенью враг приблизился к Москве и авиационный завод эвакуировали в Ташкент. На новом месте ещё не были построены производственные корпуса, но на площадках, где установили оборудование, уже собирали самолёты.
Повестку из военкомата Петру вручили в июне 1942-го, на следующий день после совершеннолетия. После ускоренной учёбы в Ташкентском пехотном училище он попал на Юго-Западный фронт под Сталинград миномётчиком.
В ноябре 1942-го в городе на Волге шли ожесточённые бои. Но к середине месяца советское командование уже приступило к осуществлению операции, которая положила начало коренному перелому во всей войне. В истории это наступление назовут сталинградским котлом.
1034-й полк 293-й стрелковой дивизии, в который попал Пётр Лоншаков, шёл в направлении Сталинграда скрытно, по бездорожью, ночами. От Серафимовичей с боями двинулись в направлении Распопинской, и далее на Клетскую и Калач, где позже в кольцо вокруг гитлеровских частей сомкнутся войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов.
С большими потерями переправились через Дон и залегли. Было жутко холодно, а до начала большого наступления ни жечь огонь, ни даже курить было нельзя. Река близко, но чтобы набрать воды, нужно проползти открытый участок под огнём противника. В одну из таких вылазок Лоншаков заметил в утренней мгле на берегу советские танки. Как их скрытно переправили через реку, он так и не понял.
Когда началась артподготовка, длившаяся 45 минут, вокруг всё так дрожало, что временами казалось, будто земля сходит со своей орбиты. Наконец канонада стихла и настала очередь ударить миномётам. Прицельно бил по вражеским траншеям миномётный расчёт, в котором наводчиком был Пётр Лоншаков. Смяв вражескую оборону, красноармейцы опять двинулись вперёд.
За несколько дней наступления наши войска понесли значительные потери и вынуждены были окопаться в районе селения Пять курганов. В батальоне Лоншакова оставалось в строю всего 12 бойцов. Комбат был ранен в ногу, но с передовой не ушёл. А утром немцы предприняли психическую атаку. Шли на наши позиции по свежевыпавшему снегу в полный рост, выкрикивая ругательства. Трижды отбивали вражеские атаки наши бойцы, только силы таяли, и тогда командир позвал к себе Лоншакова, велев узнать обстановку вокруг и найти подкрепление.
В разведку Пётр отправился без оружия и документов. Где ползком, а где перебежками преодолел несколько километров и был схвачен нашим дозором, посчитавшим его вражеским лазутчиком. Благо появился командир части, который поверил, что по соседству оборону держит батальон красноармейцев. К утру Лоншакову выдали винтовку и вместе со всеми он пошёл в атаку на помощь своим. В этом бою Петра ранило в плечо, на этом сталинградская эпопея для него закончилась.
Поправившись от раны, в марте 1943 года Пётр вернулся на передовую под Харьков. Но снова был ранен — в руку, и надолго попал в госпиталь. Выздоровление шло медленно, Лоншакова направили в Восточно-Казахстанскую область готовить к армейской службе допризывников. А под конец войны перевели на охрану дальневосточных рубежей страны. Пётр Павлович участник войны с милитаристской Японией. За смелость и решительность в боях Пётр Павлович Лоншаков награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Демобилизовался фронтовик только в 1949 году, после чего вернулся в Казахстан, где его ждала невеста. Жил и работал там Лоншаков до 1966 года, а затем с семьёй переехал в Туапсинский район.
Сегодня вниманием Пётр Павлович Лоншаков не обделён. Чтут ветерана в коллективе Всероссийского детского центра «Орлёнок», навещает его молодёжный актив Новомихайловского поселения, часто заходят друзья и соседи. Обязательно наведаются и в этот раз, чтобы поздравить с Днём защитника Отечества и поблагодарить за Победу, давшуюся поколению сороковых такой великой кровью.
Лидия НИКОЛАЕВА