Подземные толчки, случившиеся ранним утром 1 сентября, были небольшой интенсивности, однако незамеченными не прошли. Жители подробно обсуждали, как качались в домах люстры и хлопали двери шкафов, а в особенности, как испугались происходящего домашние животные. Кто-то пошутил, что «тряхануло» специально, чтобы дети не проспали начало школы – природа приготовила им такой своеобразный будильник.
Мы обратились к профессору РГГМУ Сергею Яковлевичу Сергину, доктору географических наук, чтобы он объяснил, было ли это землетрясение типичным для нашей зоны или каким-то особенным, и, главное, возможны ли в ближайшее время другие сейсмические проявления.
– Это было единичное сотрясение без предварительных колебаний – форшоков, и без заключительных колебаний – афтершоков, незначительной силы. Необычно было то, что сейсмическое движение шло в горизонтальном направлении – для нашего района такое не типично, во всяком случае, описаний чего-либо подобного я не встречал.
– Если это нетипичное сотрясение, стоит ли нам насторожиться?
– Не думаю. У меня по этому поводу есть исследования. Если вкратце – причины наших землетрясений в следующем: идёт охлаждение верхней коры – горных пород, и в какой-то момент возникает разрыв, что и вызывает толчки. Такие мелкие нарушения сплошности горных пород у нас – рядовое явление, которое происходит время от времени. И сейчас не случилось ничего особенного, кроме того, повторяю, что имелась горизонтальная составляющая движения.
– В принципе, у нас возможны разрушительные землетрясения?
– Чисто теоретически – да.
– Но на моей памяти не было…
– И на памяти никого из ныне живущих ничего такого не было. Фактический материал по Западно-Кавказскому региону позволяет утверждать, что вероятность серьёзного, разрушительного землетрясения невелика. Так что опасаться каких-либо продолжений не стоит.
Владимир БЕЛЯЕВ