В детской школе искусств имени С.В. Рахманинова (директор Сергей Леонидолвич Калитенко) идёт набор учеников на следующий год. Мамы и папы привели своих детей на консультации – это что-то вроде репетиции вступительного экзамена.
(Оговоримся, что соблюдаются все необходимые меры предосторожности: термометрия, требование маски, предотвращение скопления людей и т.п.)
Вера Ивановна Скворцова, заслуженный работник культуры Кубани, общается с маленькими абитуриентами. В классе – педагог, ребёнок и родитель. Остальные поступающие ждут своей очереди в других помещениях.
– А ну-ка ещё раз эту ноту! Не чувствуешь высоты, попробуй снова! Молодец, попал! – говорит Вера Ивановна юному испытуемому. – Со слухом более-менее. Теперь проверим ритм.
Задания традиционные. Пропеть заданную ноту или найти её на клавиатуре, угадать количество звуков в аккорде, простукать ритм и так далее.
Завтра дети будут проходить подобные испытания, но уже перед комиссией, которая на каждом отделении своя. Помимо того, что педагоги проверят музыкальный слух и чувства ритма, они оценят коммуникативные особенности ребёнка, умение слушать учителя, присмотрятся к физическим способностям играть на том или ином инструменте. Тем, кто не подойдёт для учёбы на конкретном инструменте, предложат выбрать другой.
Вера Ивановна объясняет маме будущего музыканта, на что обратить внимание, какую песенку лучше подготовить на завтра, и приглашает следующего поступающего.
– Пандемия спутала наши планы, – говорит замдиректора по учебной работе Лариса Юрьевна Лату. – Заявления о приёме мы начинаем принимать с апреля, и обычно к этому времени уже есть чёткое представление, сколько у нас будет детей и на каких программах. Сейчас родители продолжают обращаться с заявлениями о поступлении. В конце лета будет ещё один отбор и, скорее всего, будем добирать учеников после начала учебного года.
Традиционно самый высокий конкурс – на фортепьяно, тут желающих много больше, чем мест. Большим спросом пользуется также шестиструнная гитара – наверное, самый «народный» музыкальный инструмент. А вот, скажем, синтезатор слишком сложен в техническом смысле, и туда рекомендуют поступать только тем, кто уже освоил хотя бы азы фортепьяно (хотя особо настырные не страшатся сложностей).
Научиться играть на арфе в крае можно либо в туапсинской школе, либо в Краснодаре, другого варианта нет – в смысле преподавания это очень ценный и редкий инструмент.
В этом году, по словам Ларисы Юрьевны, в ДШИ к имеющимся направлениям добавиться эстрадно-джазовый вокал и игра на барабанной установке – на бюджетной основе. В школу приходят два новых преподавателя, потому что желающих стать ударником или овладеть эстрадным вокалом огромное количество.
Кстати, преподавание не эстрадного, а классического вокала в ДШИ уже существует несколько лет и поставлено на высоком уровне. Только в прошлом учебном году трое учеников Светланы Владимировны Сутыгиной, оперной певицы, стали студентами вокальных отделений.
Многие родители стремятся отдать своего ребёнка пяти или шести лет в «Академию Знайки» – это общеразвивающая группа, где педагоги в течение года выявляют сильные стороны ученика, который продолжит свое обучение либо как музыкант, либо как художник, либо в хореографическом классе.
В общем, приёмная кампания в школе искусств продолжается. Остаётся надеяться, что эпидемиологическая ситуация не помешает учебным планам, ибо как говорят многие специалисты, музыке и хореографии, при всём уважении к современным технологиям, лучше обучаться при непосредственном общении ученика и учителя, а не через мониторы и микрофоны с наушниками.