Сподвижники «дистанции»

56

Одна из самых острых тем, вызывающих бурное обсуждение на просторах Интернета сегодня, — переход образовательных организаций на новый формат работы. Эта неминуемая участь коснулась и учреждений Туапсинского района. Так, с очной формы на обучение с применением дистанционных технологий с 13 апреля временно были переведены учащиеся ДХШ имени А.А. Киселёва, получающие образование по дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства и дополнительным общеразвивающим программам. С подобной ситуацией, вызванной форс-мажорными обстоятельствами, городская детская художественная школа столкнулась впервые.
— Практика применения технических средств для дистанционного обучения у нас есть, — говорит директор ДХШ И.В. Черемянова. – Отмечу, в школе такое обучение используется как одна из форм наряду с другими формами обучения, такими, как обучение преподавателем на дому, как одно из средств организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по своему состоянию не всегда могут посещать учреждение. В этом случае педагоги занимаются с воспитанниками, сочетая разные формы: очно, удалённо и непосредственно на дому, задавая индивидуальный образовательный маршрут.
Однако наладить образовательный процесс в домашней обстановке не с единицами, а с сотнями учащихся (в туапсинской «художке» занимаются около 400 человек) – уж поверьте, задача не из лёгких! Подчеркнём, что переход на дистанционное обучение в этом учебном году является продолжением учебного процесса. В этом случае так же составляется расписание занятий на учебную неделю по классам, разрабатываются теоретические и практические задания, нормативная база, методические указания по изучению дисциплин публикуются на официальном сайте школы. Для этого был специально определён тематический раздел «Дистанционное обучение». (Переходя по ссылкам, обозначенным в разделе, учащиеся также могут наслаждаться прекрасными творениями гениальных художников и скульпторов, модельеров и архитекторов, вдохновляться и творить сами.)
На период введения ограничительных мер занятия в некоторых классах вынуждены были приостановить (в частности, в связи с возрастными особенностями воспитанников), а программы платных курсов, перенесённые в электронный формат, уплотнить. Само взаимодействие учащихся с наставниками сейчас представляет из себя видеоконференции, консультации, пояснения по выполнению домашних заданий, ответы на вопросы, комментарии и осуществляется посредством сотовой связи, соцсетей и мессенджеров. Уроки проводятся строго по расписанию (прежнему, школьному), в несколько смен – для удобства всех мальчишек и девчонок, которые и основную образовательную программу в это время изучают по «удалёнке».
– Конечно, в большинстве своём мы сосредоточились на повторении с учащимися ранее изученного материала. Стартовала последняя четверть – здесь закрепляется результат и идёт подготовка к сдаче итоговых работ. Для виртуальных групповых занятий преподаватель организует, а учащиеся подключаются к видеоконференции в соответствии с обозначенным в расписании временем (иногда только сама авторизация занимает минут десять), – раскрывает нюансы учебной деятельности в Сети Ирина Витальевна. — Понимая необходимость уменьшения времени непрерывного нахождения за компьютером, видеоконференцию проводят не более 30 минут. В её рамках ставятся задачи и даются теоретические знания. Затем наступает индивидуальная работа, наряду с которой дети засыпают педагогов вопросами в мессенджерах. В этом-то и кроется главная сложность – каждому преподавателю нужно успеть помочь всем-всем подопечным, наглядно продемонстрировать примеры, подсказать, как и что можно улучшить в художественных работах. Педагогам и учащимся просто не хватает возможностей.
Здесь задумались и мы. То, что обучение в новых условиях способствует экономии времени как для детей, так и для взрослых – весьма спорный вопрос. Если ребёнок на дистанционном обучении, родители должны быть готовы принимать самое активное участие в образовательном процессе: выстраивать расписание и следить за соблюдением режима, обеспечивать своему чаду достаточно возможностей для социализации, общения со сверстниками и физической активности. Родители жалуются на то, что детям приходится весь день проводить в гаджетах. Как ранее мы утверждали, и с Интернетом иногда случаются разнообразные сбои — даже зайти в программу получается не всегда с первого раза, и на самих платформах существует необходимость решать целый ком технических и других проблем: настроить камеру и звук, уметь правильно управлять вниманием аудитории. Всё обозначенное требует и сноровки, и дополнительного времени. А ведь не секрет, что в жизни у большинства учителей до этого не было необходимости полностью подстраиваться под такой онлайн-формат.
– Образовательных дистанционных платформ много, но ни одна из них не учитывает специфику художественных школ и школ искусств, – сетует И.В. Черемянова. – А ведь высоко ценящаяся система отечественного образования в сфере культуры и искусства, взрастившая целую плеяду выдающихся деятелей с мировым именем, складывалась не одно столетие. За это время сформировались и успели себя зарекомендовать очные учебные программы, которые направлены не только на общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, но и на овладение детьми навыками, необходимыми для получения в дальнейшем именно профессионального образования. Это – главная миссия детской художественной школы. Здесь особенно важна передача опыта от преподавателя преемнику с эмоциональной окраской знаний, необходимо личное присутствие.
Дистанция – это минус в процессе обучения, в таких условиях неимоверно сложно создать в группе творческую атмосферу и контролировать весь ход учебной деятельности. Самостоятельно, к примеру, задумать натюрморт, скомпоновать и поставить его без помощи руководителя в таких условиях учащиеся не могут – на связь с каждым, персонально, выходит наставник и координирует весь процесс. И если раньше, в ходе очных занятий педагог ставил один-два натюрморта на весь класс, то теперь у каждого – он свой, особенный и неповторимый, из тех предметов, что отыскались дома. В ход идут и расписные тарелки, и любимый мамин кухонный половник (обед подождёт!).

Тут-то творцам прекрасного и приходится дать волю всей своей фантазии и смекалке, а их преподавателям – приноровиться и подойти к системе оценивания работ с учётом всех факторов.

– То, что сегодня делают педагоги в новых сложившихся условиях – это героическая работа, — отмечает директор ДХШ имени А.А. Киселёва. – Огромная нагрузка легла на плечи самих воспитанников и их родителей. Остаётся пожелать всем терпения и сил для преодоления этих временных трудностей. Эпидемия коронавируса рано или поздно закончится, и мы надеемся, что всё вернётся в своё прежнее русло.

Таша ИЛЬИНА