Моя зеленоглазая Шубинка…

333

Люблю твои леса, поля, луга.
Мне не забыть, не разлюбить навеки
И не уйти, Шубинка, от тебя.
Здесь птицы песнь заводят веселее,
Вкусней всего шубинская вода.
А люди здесь на свете всех добрее,
И никогда не вспоминают зла.
Люблю тебя, моя Шубинка.
Люблю тебя, ты колыбель моя.
И до последнего биенья сердца
Я остаюсь с тобою навсегда.
Красавица моя, Шубинка.
Одной тобой везде всегда горжусь.
Я обниму тебя, моя родная.
И обниму тебя, святая Русь.
Эти проникновенные строки о самом северном населённом пункте
муниципалитета – том, что за Шаумянским перевалом на границе
Туапсинского и Апшеронского районов — сочинила жительница хутора Надежда Кулдашева. И надо сказать, она ничуть не приукрасила. Шубинка и на деревню-то в том смысле, в котором мы привыкли понимать, не похожа.
Скорее, это очень милое и уютное европейское селение у подножья гор со своей особенной атмосферой. И об этом наш рассказ.

Чистота на улицах, красота во дворах, доброта в сердцах
Первое, что бросилось в глаза, когда мы заехали в Шубинку – ухоженность. Можно брать пример. Дорога не пыльною лентою вьётся, проезжая часть засыпана гравием. И идти, и ехать очень удобно. Когда сухая погода, не пыльно, когда дождь, не грязно. Что ни двор, то оранжерея. Трава на обочинах и у подъездов к домам аккуратно пострижена. То там, то здесь стрит-арт – клумбы, сделанные из старых автомобильных шин: тут и красная
чайная чашка в горошек, и часики.
Подъезжаем к одному из домовладений. Перед ним лужайка-стоянка для машин, окруженная цветами. К нам навстречу выходят хозяева — Любовь Ивановна и Анатолий Александрович Мирошниковы. Они живут в Шубинке, как нам поведали, всю свою сознательную жизнь. Глава семьи трудился в охране тоннеля (рядом с хутором железнодорожный переезд и тоннель), супруга помощником начальника караула – по работе они и познакомились.
Супруги, у которых четверо детей, семеро внуков и уже два правнука — давно на пенсии. В город, говорят, не тянет вовсе, а что там делать? Здесь работы хватает по хозяйству: курочки, уточки, огород, палисадник. Вот райские яблочки уже пора собирать, варенье варить. Вкусное, говорят.
Большой дом зимой отапливают дровами: вот если бы сюда провести газ, то другое было б дело. Вода в кране есть всегда — качается насосом из скважины. А вот колодец перед домом, подумалось сначала, для антуража — такой он добротный и красивый, как на картинке, что сразу хочется рядом сфотографироваться. На колодезном бортике блестит новенькое небольшое
ведёрко. «Это для людей, — говорит Любовь Ивановна, — иногда приходят, просят воды испить. Сами набирают, вода тут хорошая».

Адыгейская красавица или как молодая фельдшер замуж выходила
Поговорив с хозяевами, идём исследовать Шубинку дальше. У небольшого вагончика фельдшерско-акушерского пункта встречаем бывшую руководительницу шубинского ТОСа Светлану Ивановна Руденко. Спрашиваем её, какая жизнь хуторская. Тут же из соседнего дома к нам выходит женщина – мы же незнакомцы, мало ли кто такие, надо разузнать, всё ли в порядке у соседки. Здесь так принято заботиться и беспокоиться друг о друге. Услышав, что на хуторе журналистский десант, она, Зурета Кримизовна Матюнина, приглашает нас на кофе. Бдительность это хорошо,
но и гостей в Шубинке встречать умеют. Пока наслаждаемся напитком и вкусными угощениями, разговариваем о жизни.
Почти сорок лет, а точнее 39, проработала Зоя, как её все здесь называют, фельдшером в местном ФАПе. При ней сменилось три поколения хуторян. Уроженка Большого Псеушхо, Зурета Нибо приехала в Шубинку в 1972 году по распределению после окончания Майкопского медучилища. Дали молодому специалисту комнатку: живи, и помещение: работай, народ лечи.
А тут вернулся домой из армии один бравый солдатик. Заприметил русский паренёк адыгейскую красавицу. И вспыхнули чувства. Да такие, что и раздумывать долго не стали – поженились. Правда, сообщили об этом Зуретиным родственникам уже после, по факту. Ой-ой, что было! Родня поначалу не восприняла: как так против родительской воли!? Мать с отцом даже приезжали, чтобы забрать дочь домой. Но потом поняли, что она любима и счастлива. Ничего не оставалось, как смириться и принять её выбор. А позже русский зять стал лучшим, смеётся Зурета Матюнина. Шутка ли, 46 лет они вместе. У супругов двое детей, дочь вышла замуж в Апшеронск, старший сын живет в родительском доме, женился и воспитывает вместе с супругой уже двухлетнего ребёнка. Сейчас сельский доктор уже на пенсии. Ушла с работы: силы не те, ноги болят. Занимается домом, иногда огородом. Кстати, последняя на хуторе корова была у Матюниных. Но тяжело содержать крупную скотину и ухаживать за ней, нынче только птица осталась.А здоровьем шубинцев теперь занимается врач из села Навагинского. Она приезжает на хутор несколько раз в неделю.

Дела житейские
В Шубинке всего 24 дома и чуть больше полсотни жителей. Но как
выясняется в разговоре с хуторянами, люди потихоньку возвращаются в родные края: кто-то жил здесь когда-то, другие приезжают на землю предков.
Пока ждём нынешнюю председателя ТОС Наталью Харченко, любуемся красотой этих мест: вдали горы, рядом протекает Пшиш. А вот у магазина активисты высадили два ряда новых деревьев. Через несколько лет зашумят здесь аллеей молодые ясени и катальпы.
На перекрёстке останавливается серебряная машина. Это Наталья
Васильевна вернулась из Апшеронска, куда ездила по делам одного из своих подопечных. Молодая, красивая, энергичная женщина не только главная в Шубинке – Наталья Харченко, в первую очередь, социальный работник.
— Я каждый день обхожу дворы, — говорит она. — На хуторе практически в каждом доме есть те, кому нужна моя помощь.
Возможно, помощь нужна и ей самой: у Натальи трое детей и перенесший операцию на сердце муж. Наверное, не просто, но она так не думает.
Улыбается и смотрит на жизнь радостно, с оптимизмом.
— Вот, — говорит, — Ардавас Ардавасович Кочконян был у нас недавно. Сказал, надо площадку детскую поменять. Обещал по осени обновить. Ждём. Нам бы хорошую косилку ещё. Жаловаться, конечно, не буду, нам выделяют её, как только попросишь, и на бензин тоже дают. Видите, у нас вся трава покошена.
После прошлогоднего наводнения в самой Шубинке пострадали четыре дома. И сильно была повреждена телефонная связь. Чтобы решить вопрос, в центре хутора поставили даже таксофон. Сейчас и мобильная и стационарная телефонная связь уже восстановлены, за исключением нескольких домов. Возобновлена работа Интернета.
Староста ведёт нас по Шубинке. Показывает нам чистенькие покрашенные мусорные баки — своего рода ноу-хау хуторян. Они закрыты железными сетками, поднять которые при помощи специального рычага не составит труда даже ребёнку. Сделано это для того, чтобы собакам и кошкам неповадно было. Да и поглядеть вокруг – рядом с мусорками ни соринки. И запаха никакого, как будто только что установили новенькие контейнеры.
А те милые миниатюры из шин, которые мы заметили ещё при въезде в Шубинку, оказались делом рук самой Натальи Васильевны. Мастерит она их вместе со своими детьми. Выставлять на улице их собирается вся шубинская детвора. Это же целое событие — украшать родной хутор! На стене бывшего магазина красуется ромашковое граффити. Её вместе с ребятней специально разрисовали к празднику – в августе Шубинка отметила свой 95-летний юбилей.

С днём рождения, Шубинка
Праздник, надо сказать, отгуляли с размахом. Но по-семейному душевно.
Перед клубом организовали деревянную сцену, которую украсили связками разноцветных шаров. А напротив накрыли столы с праздничными яствами. На торжество, как водится, все принарядились. Концерт вела заведующая шубинским клубом Марина Владимировна Савельева. Мальчишки и девчонки подготовили целую концертную программу: и пели, и танцевали. Рядом с клубом работала ярмарка – там ребятня продавала то, что собственноручно напекла. Застолье друзей длилось допоздна. В небо вместо фейерверка запустили воздушные шары. Петарды запретили даже в честь праздника – пожарная безопасность прежде всего.
— С организацией праздника очень помог глава нашего поселения Ардавас Ардавасович, — рассказала Наталья Харченко. — И на торжество приезжал. Да не один, а с артистами – хором из Шаумянского ДК. Наталья Васильевна, как председатель ТОСа, благодарит всех хуторян, кто помогал устроить юбилей любимой Шубинки. Особая признательность семье Лаптевых: Ирине Геннадьевне, её мужу Владимиру Васильевичу и сыну Сергею. Они вернулись в Шубинку всего несколько лет назад, но очень
активно участвуют в жизни хутора. Один за всех и все за одного
Это тоже про шубинцев. Сегодня, к сожалению, многие уже живут по
принципу «каждый за себя». Но в Шубинке другие законы, старинные. Хуторяне дружны, как одна большая семья. Если радоваться то вместе. А если помощь кому нужна, то тут же готовы прийти на подмогу человеку, попавшему в беду. Никто в стороне не останется. Так случилось и с Надеждой Кулдашевой, той самой, что написала стихи о Шубинке. Однажды ночью её дом сгорел. Быстро. Дотла. Огонь заметили соседи Мирошниковы, первыми ринулись с ведрами на тушение пожара. Но само строение сохранить не удалось. К великой радости, хозяйка дома спаслась. Но где же жить ей после всего? Рядом стоял заброшенный домишко, хозяева его живут на Украине, сюда не приезжают да и не собираются пока. Разрешили Надежде жить в нём. А хуторяне помогли с вещами, едой, необходимыми вещами.
Несмотря на произошедшее с ней несчастье Надежда Кулдашева не унывает. Заботится о своих двух котах, прикармливает птиц. Признается в любви своей Шубинке и её людям. На вопрос «Где ваша родня?» она отвечает: «Здесь, у меня полхутора – моя семья. Они помогают мне во всём». Её дети далеко, в Узбекистане, дочка иногда приезжает. Сама Надежда родилась в Ленинграде, но когда малышке исполнился год, семья переехала в Шубинку – для здоровья девочки северный влажный климат оказался неблагоприятным.
— Шубинцы с детства меня знают, — говорит она. — Очень славная деревня у нас, люди добрые. У меня всё хорошо, я одета-обута, за мной присматривают. И я их от всего сердца за это благодарна. Будь сам хорош, и люди будут хорошие.

Приезжайте зимой
Шубинцы пригласили нас в гости ещё, как к старым добрым друзьям.
Наверное, поедем зимой. В это время, говорят, там всегда много снега. Иногда даже проехать трудно. Совсем непривычно для тёплого Туапсе. Но хоть и холодно в Шубинке зимой, нестрашно – там встретят с искренней радостью. И от этого станет очень тепло на душе, и мороз тогда будет нипочём.
До новых встреч, Шубинка.

Ольга СЕДЛАЧЕК