Последние дни театрального сезона в Туапсинском ТЮЗе для артистов были напряжённые. Состоялась премьера новой постановки для детей, а сразу за ней зрителям представили спектакль-эскиз, совместную с лабораторией Олега Лоевского работу в рамках проекта Театра наций.
Сказка называется «О рыбаке, его жене и золотой рыбке», её поставил режиссёр из Москвы Владимир Жуков, ученик Камы Гинкаса. Особенность постановки в том, что пушкинский текст перемежается с текстом сказки братьев Гримм. Старуха в спектакле после её производства в царицы становится Римским Папой, а потом требует сделать её богом – как в немецкой версии. У Пушкина это звено повествования выкинуто. Впрочем, это только сюжетная часть.
Образы пушкинских персонажей у нас в сознании запечатлелись с детства: старуха сварливая, жадная, вечно недовольная, старик добрый и мягкий. Режиссёр Владимир Жуков немного сместил акценты в сторону немецкой версии. В слабоволии старика (в исполнении Павла Захарченко) проглядывает лень и, как сейчас говорят, безынициативность, в старухиной жадности (старуху играет Антонина Тимошина) – стремление к совершенству и, как ни странно, оптимизм: перед подъёмом на более высокую социальную ступень она воодушевляется, а после – испытывает радость, пусть и недолгую.
И тандем вышел очень забавным: дети вдоволь посмеются, взрослые ещё и проведут свои параллели.
Кстати, рыбку изображали без всяких хвостов и жабр – с помощью сценической пластики, получилось и элегантно, и убедительно, её сыграла Ильгуль Мурзагалина.
Кроме перечисленных трёх персонажей, в представлении ещё два – рассказчики, один как бы от Пушкина, другой от братьев Гримм (Виктор Ардашев и Олег Родин). Когда они ведут действо, постоянно соперничают, и это порождает разные комические моменты, которых, понятно, нет ни в русской, ни в немецкой сказках.
В целом спектакль получился весьма изящным и динамичным. Юным зрителям и их родителям не стоит бояться, что это будет очередное повторение заученных наизусть, пусть и гениальных, строк.
После представления режиссёр согласился ответить на несколько наших вопросов. Надо заметить, что мы присутствовали не на премьере, а на генеральной репетиции со зрителями. Так получилось, что в зале сидела в основном взрослая публика. Правда, на предыдущий прогон спектакля, сказали нам в театре, собиралась исключительно детская аудитория. И первый вопрос Владимиру Жукову был о разнице восприятия его работы у детей и взрослых.
– Дети более открытые, они больше смеются, громче аплодируют. Они видят то, что видят. Взрослые ищут скрытый смысл. Но сегодняшняя «взрослая» реакция тоже мне понравилась. Взрослые, например, больше всего смеялись, когда старуха захотела быть Папой, и забили колокола. Дети не смеялись, они прониклись драматизмом момента.
– Для вас есть разница в постановке детских и взрослых представлений?
– Принцип работы один, «Колобок» ли это, Достоевский, Чехов или какой-нибудь водевиль. Есть жанр, есть условия автора, а принцип – один.
– Совмещение двух текстов «Рыбки» дало больше простора?
– Да, это так. А потом, у братьев Гримм прекрасный игровой текст.
– Старуха у вас вышла неканоническая. Просто бизнес-леди…
– Почему? Это школьное представление, что она вредная и злая. Они тридцать три года прожили вместе. Наверное, всё-таки она его любит? Мол, он хороший, только непутёвый, надо его подтолкнуть, и мы тогда заживём. А тут такой шанс в виде рыбки… В сказке у братьев Гримм она ведь даже царствовать старику предлагает вместе, но он отказывается. Тогда она становится единоличной королевой. Вообще какая женщина вынесет, что дом разваливается, а её муж ходит только рыбу ловит. Да и то, вытягивает одну тину. Примерно с этого я начал разговор с артистами.
– Как вы оказались в Туапсе?
– Режиссёр ТЮЗа Елена Журавлёва обратилась к моему учителю Каме Гинкасу с просьбой помочь найти режиссёра для постановки, а тот в свою очередь – к троим своим ученикам. И я согласился. Лето, море, отпуск, а я ещё и спектакль ставлю. На море, правда, удавалось ходить только ночью, после репетиций.
– Как вам работалось в Туапсе?
– Я набрался бесценного опыта. Тут свой график, свой темп работы, своя специфика. Например, бутафор, завпост, реквизитор и монтировщик – один человек. Он прекрасный ответственный работник. Но я к такому не привык. И много других частностей. Впрочем, через неделю я приноровился к здешним порядкам. В целом, работалось легко.
– Приедете ещё?
– Посмотрим. Если позовут – приеду.
Владимир БЕЛЯЕВ
Больше фото смотрите в социальных сетях «Черноморье сегодня» в ВК и Одноклассниках.