Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году. Специалисты военно-морского флота проходят службу, выполняя задачи стратегической важности. Сама профессия подводника является особо опасной для здоровья человека и требует особой выносливости, сильного характера.
На всю оставшуюся жизнь впитал лучшие мужские качества, которые всегда отличали элиту флота, и Р.Б. Кетао, служивший на атомном подводном крейсере. На протяжении тридцати пяти лет он бессменный директор спортивной школы № 1. А до того четырнадцать лет преподавал физкультуру в городской школе № 5.
Профессию военного моряка когда-то для себя выбрал двоюродный брат Руслана Борисовича — Раджеп. Бывая в доме Кетао, молодой офицер внушал младшему брату благоговейный восторг. В какой-то момент юноша решил тоже посвятить свою судьбу морю. В 1967 году, забрав после второго курса физмата Майкопского пединститута документы, Руслан приехал в Севастополь поступать в военно-морское училище. Но жизнь распорядилась так, что вместо учёбы в военном вузе он попал на срочную службу в рядах подводников Краснознамённого Северного флота. В те годы наряду с дизельными подлодками бурное развитие получали атомоходы. На один из них, базирующийся в Западной Лице, гидроакустиком был назначен и Руслан Кетао.
В отличие от стран НАТО, уповающим на мощь надводных военных кораблей, Советский Союз возлагал большие надежды на подводный флот. Управлять этим грозным оружием страна доверяла лучшим из лучших.
Но и после зачисления в экипаж каждый день на лодке был для моряков испытанием на прочность, выносливость и умение работать в команде. Несмотря на суровые испытания Севером, на жестокие штормы и пронизывающие зимние ветра, многодневные, до 50 дней и дольше, походы в подводном положении, служба на флоте оставила в душе Руслана Кетао только тёплые воспоминания. Ведь на подлодке не существовало даже такого понятия, как дедовщина. Командир субмарины, равно как и командиры отсеков, зачастую обращались к матросам как к равным по имени. И после демобилизации члены экипажа продолжали переписку, бывали друг у друга в гостях, поддерживали и радовались успехам товарищей.
После трёх лет срочной службы Р.Б. Кетао вернулся в родной Туапсе, закончил физмат и пришёл на работу в городскую школу № 5. Но так как в туапсинских школах вакансии учителя математики не было, согласился поработать учителем физкультуры. Со спортом он дружил, ещё до призыва на службу стал кандидатом в мастера спорта по боксу. Не расставался с боксом и на флоте, время от времени выступая за команду дивизии.
Так и сложилось, что, работая в школе, Руслан Борисович заочно закончил институт физкультуры, и в 1983 году, когда был построен бассейн, его, как лучшего кандидата, назначили на должность директора.
Сегодня в кабинете Р.Б. Кетао о его службе на флоте напоминает макет подводной лодки — подарок сослуживцев на день рождения. Время от времени, снимая крейсер со шкафа, Руслан Борисович бережно стирает с металлического корпуса пылинки. И вместе с ними словно исчезает налёт времени, отделяющий бывшего моряка от далёкой юности.
– Если бы была такая возможность заново пройти по дороге жизни, я бы ничего в ней не стал менять, – размышляет Руслан Борисович. – Особенно годы службы на флоте. Тот, кому посчастливилось быть подводником, в жизни уже ко всему готов.
Лидия НИКОЛАЕВА