Когда опять идём в поход?

34

Наталья Владимировна Ликарчук руководит Станцией юных туристов (ныне Центр детского и юношеского туризма им. С.В. Дудко г. Туапсе) с 2012 года. В этом заведении проходят туристскую подготовку около 600 мальчиков и девочек. Мы поговорили с Натальей Владимировной о возглавляемом ею учреждении, о тех, кто здесь преподаёт и тех, кто обучается, о походах и собственном туристском опыте. А начать рассказ попросили с того, как она сама пришла в туризм.

Третьяковская галерея на склонах гор
— Когда я увольнялась с поста директора третьей школы, мне предложили попробовать поработать в дошкольном образовании. Воспитательная работа, внеурочная деятельность всегда были моим коньком, и я согласилась. Только мне показалось, что речь идёт о СЮТе — станции юных техников. Поэтому немного удивилась, когда мне сказали: «Вы тут в заявлении написали «СЮТ». Добавьте еще две буквы, правильно — «СЮТур». Так я и стала туристом.
Первый год было непонимание того, что делать. Даже возникали мысли вернуться в школу, вновь заниматься филологией. Но постепенно втянулась. Много способствовал тому наш преподаватель Юрий Иванович Рясненко, можно сказать, благодаря ему я прочувствовала, что такое туризм. В общем, началась серьёзная работа, интересные проекты.
Ещё, мне кажется, сыграло свою роль то, что я выросла в семье военного и муж мой тоже служил. Я много поездила по стране: Сахалин, Средняя Азия, Бурятия… И во мне сложилась какая-та тяга к движению, путешествиям, перемене мест.
Я очень люблю Архыз, Софийский водопад. Многие считают, что Швейцария до этой красоты не дотягивает. В Архызе, куда ты ни посмотришь, — просто Третьяковская галерея. Ожившие картины Шишкина и Левитана.
Мы туда ездим каждый год, и наши дети дождаться этого не могут: «Когда мы опять поедем в Архыз? Ну, когда ?»
Очень люблю Мезмай — горы невысокие, но очень живописные. Красиво у Оштена. Солнышко показывается — раскрываются крокусы, всё вокруг жёлто-синее. Как будто какой-то садовод специально их здесь посадил. Тучка набежала — цветы закрылись. Ушла — открылись снова. Вообще, в горах всё необычно. Пошёл дождь — ты натягиваешь капюшон, через пять минут вовсю светит солнце — тебе жарко, ты раздеваешься. И тут же лежит снег…
Люблю ходить на Индюк. Прекрасное место. Этот маршрут хорош ещё и тем, что он достаточно прост, туда можно идти с младшими детьми.

Как стать туристом-инструктором
— Многие наши педагоги пришли сюда, имея приличный педагогический стаж, но без серьёзного туристического опыта — и выучились на инструкторов уже здесь. Как и я сама. По совместительству у нас также работают профессиональные спасатели. С ними здорово в том плане, что они асы по части техники безопасности и спортивного туризма. И есть у нас преподаватель, который изначально был туристом самого высокого класса, — Эдуард Евгеньевич Шуберт.
Нам здесь в качестве педагогов нужны и мужчины, и женщины. Мужчина — это сила, выносливость и надёжность, без которых в походе не обойтись. А женщина умеет заботиться об удобстве, может поговорить по душам с ребёнком, сгладит острые углы, если возникает какое-то напряжение в общении (а это в походах не редкость).
Когда я только пришла в СЮТур, обратила внимание, что сюда ходит много детей из не очень обеспеченных или неблагополучных семей. Родители отдавали ребёнка сюда, чтобы просто хоть как-то пристроить, чтобы он не болтался непонятно где. К тому же в походах бесплатно кормят – это какое-никакое подспорье семье. Сейчас всё по-другому. Дети у нас занимаются самые разные. Много отличников — и они здесь потому, что им нравится туризм.
Кстати, многие наши бывшие ученики выучились на инструктора детского и юношеского туризма, сдали экзамены и работают в этой сфере. А некоторые наши педагоги — это родители детей, которые ходили к нам. Всей семьёй туризмом заниматься веселее.
В основном мы ходим в походы 1-й и 2-й категории сложности. Всего таких категорий шесть, 6-я — самая сложная. Если ты прошёл маршрут 1-й категории, получаешь значок «Турист России». Есть походы краевые — край обеспечивает снаряжением, очень хорошим пайком. Есть муниципальные походы — финансирование идёт из районного бюджета.
Летом для школьников (не только для наших учеников — для всех) проводим туристско-краеведческие четырёхдневные сборы на Анастасиевских полянах. Каждый год в Горном — туристский лагерь с восхождением на Индюк.
Существует как бы разделение на туризм спортивный и краеведческий. Но последние тенденции — чтобы сочетать эти два направления. Дети должны и физически развиваться, и получать знания.

Неопрен, оверкиль, адреналин
— Водные походы — это совсем не то, что пешеходные. Многие, попробовав их, говорят: «Ну её, эту «воду», хочу чувствовать твёрдую землю под ногами».
«Вода» — это особые условия коллектива, гораздо жёстче, чем во время «пешки». Вы вместе и никуда друг от друга не денетесь. Железная дисциплина. Нарушаешь её — тут же получаешь оверкиль, а то ещё и чего похуже. Тут сразу видно, какой ты человек, на что способен. Насколько порядочен, смел. Нельзя быть жадным. Умей поделиться с товарищем последним, теми же сухими носками.
У нас на Станции юных туристов свой флот. Два рафта приобретены в этом году на деньги ЗСК. Для малышей — две байдарки, куплены на средства муниципалитета. Ходим по рекам Пшеха, Уруп, Лаба. Тренироваться ездим в Красное и Греческий.
На «воде» понимаешь, что такое адреналин. Это здорово. Эмоции зашкаливают, отовсюду возгласы, тебя охватывает радость. Чувствуешь, что вот оно — это счастье. Люди на адреналине вдруг начинают грести мощнее. Ощущение, что ты всё можешь. Но, конечно, перебарщивать с этим нельзя. Я своим говорю: «Только без фанатизма!» У нас всё-таки детский туризм, техника безопасности.
Случались ли у нас экстремальные ситуации? Помню, во время краевого похода 18-летняя девочка — не наша, из Краснодара — на рафте не зафиксировала ноги в креплениях и перевернулась. Утопила свою обувь. Это был март месяц, прохладно. Провели спасательные работы, причалили к берегу. Девочку от холода бьёт. Отвели с другими девчонками её за камни, раздели, растёрли спиртом. Собрали ей сухую одежду. Я отдала свои запасные резиновые сапоги. Напоили чаем. А после продолжили поход.
Спустя какое-то время встретились с ней на краевом форуме, на награждении. «Как дела, говорю?» «Отлично! А вы кто? Ой, Наталья Владимировна! Я вас не узнала» Понятно: в походе ты без макияжа, одета по-особому. Кстати, эта девочка до сих пор в туризме…
Сейчас немного легче «ходить на весле». Снаряжение стало лучше. Например, появились гермомешки. Чтобы вещи оставались сухими. Раньше внутри рюкзака все паковали отдельно в пластиковые пакеты, но это не помогало: вода везде пройдёт. Хоть как пакуй — всё будет мокрым. Сейчас появилась неопреновые непромокаемые костюмы. И даже носки. Но я их, честно говоря, не люблю. В обычных шерстяных носках привычней. Беру их с собой целую кучу и в походе раздариваю направо и налево.
— Родители спрашивают: «Что вы с нашими сделали, они совсем другими вернулись». А просто в походе происходит какой-то сдвиг в сознании. Всё как бы становится на свои места.
В походе всё воспринимается иначе, чем дома. И пища, конечно, по-другому воспринимается. Например, берёшь хлеб, на него поджаренное яйцо — лучший в мире бутерброд. А если ещё и листик черемши удаётся сорвать и сверху положить — совсем хорошо. Я с собой в поход обычно беру пачку муки. Когда дождь, натягиваем тент, жарим на плитке оладьи. Рецепт самый простой: мука, газированная минералка. И все стоят вокруг этой сковородки и с нетерпением ждут своего оладушка с капелькой сгущёнки.
Наблюдала за многими нашими преподавательницам. Приходит к нам устраиваться —туфли на шпильках. Через какое-то время смотришь — сменила их на удобную обувь. И одежда становится практичней. Зонту мы предпочитаем капюшон. Капля на нос капнет — ничего страшного. Если во время дождя видите девушку без зонта, скорее всего, она туристка.
Это при том, что о внешнем виде забывать нельзя. Я всегда кладу в рюкзак одну «бигудюшку» и капельку французских духов. И ребят учим: возвращаться турист должен вымытым и красивым. В рюкзаке всегда должны лежать чистая футболка и чистые шорты. Не надо в общественном транспорте людей пугать своим видом и запахом. Да, ещё одна примета туристки: для неё не трагедия, если горячую воду отключают. Она к холодной привычна.
Семейный отдых бывает разный. Очень часто такой: день рожденья, взрослые сидят за столом выпивают, дети где-то рядом играют.
А бывает другой сценарий: когда люди выезжают на природу, на пикник. Тоже выпивают, но на природе. Это лучше. Подвигаться можно, подышать чистым воздухом.
Константин Сергеевич Мержоев, известный путешественник, руководитель нашего краевого Центра туризма и экскурсий, называет это шашлычно-водочным туризмом.
Мы же в СЮТуре предлагаем самый здоровый отдых. Правда, чтобы получить заряд положительных эмоций в походе, нужно хорошо постараться. Я по опыту знаю: из ста ребят, которых мы поведём по маршруту, полсотни второй раз не пойдут. Почему? Лень. Самая обычная лень.
Когда нашего Юрия Ивановича Рясненко спрашиваешь: «Что, в походе хорошо было?» Он в шутку отвечает: «Не помню, как в походе, а дома после похода очень хорошо».
И ещё. Мы живём в очень красивом месте. Только в полной мере насладиться всей этой красотой можно при одном условии — если заставишь себя подняться с дивана.

Беседовал Владимир БЕЛЯЕВ