«Черноморье сегодня» продолжает знакомить читателей с жителями города, которые волею
судьбы связали свои жизни с маленьким приморским Туапсе и уже не мыслят себя без него. Герой сегодняшнего материала, можно смело сказать, туапсинец, — офтальмолог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук Лоэй Айюб-Абдул-Фатах Альшабан или, как привыкли называть его пациенты, Лоэль Айюбович. Живёт и занимается любимым делом в Туапсе он вот уже на протяжении 15 долгих лет.
О том, что мысль материальна, или Все дороги ведут в Туапсе
— Будучи студентом краснодарского мединститута (родился наш герой в Краснодаре, в интернациональной семье: мама — русская, коренная краснодарка, отец — араб, который приехал учиться в Россию из Ирака — Прим. ред.), я ни разу не бывал в Туапсе, только проездом. И каждый раз в пути, глядя из окна электрички на перрон, в силу своей профессии задавался вопросами «А есть ли тут больница?», «А поликлиника?» да и «Нужен ли тут офтальмолог?»…
И вот спустя годы я получил долгожданные ответы. А точнее — приехал работать в Туапсе и обосновался здесь окончательно. А получилось это так: после окончания КубГМУ я некоторое время преподавал на кафедре, успел жениться. Остро стал вопрос о поиске рабочего места и вместе с тем жилья (в то время у молодой семьи родился первый ребёнок). Поступило предложение: в туапсинской центральной городской больнице в глазном отделении нужен был специалист — тогда там трудился И.И. Щека, — и я не раздумывая согласился. С тех пор мы с городом неотделимы. Туапсе мне сразу понравился: здесь размеренный ритм жизни, тишина и спокойствие. Погода — благодать, в нескольких шагах — море! И, что важно, отзывчивые люди. Мыслей вернуться в краевую столицу ни разу не возникало, ведь я сразу осознал главное: в Туапсе есть востребованность во мне, в первую очередь, как квалифицированном враче.
Как новые технологии приживались в городе
— Расскажу один яркий случай из медицинской практики, который, как сейчас помню, произошёл в Туапсе в июле 2006-го. Это сегодня уже ставшая распространённой операция по замене хрусталика глаза при катаракте не вызывает у людей недоумения, а в те годы всё это было в новинку. Так вот: первой пациенткой в городе, которой я имплантировал искусственный хрусталик на базе Туапсинской ЦРБ, причём вручную (сейчас-то уже есть лазерная техника!), была пожилая женщина, лет эдак 75-ти, потерявшая зрение на оба глаза. Операция прошла успешно, я с чувством выполненного долга отправился домой. Но, как говорится, покой нам только снится. Через время раздаётся звонок из больницы, и напуганные медсёстры второпях наперебой сообщают: «У пациентки выпал хрусталик, она его выронила… в унитаз!»
Это сейчас такая ситуация вызывает только несмолкаемый смех, а в двухтысячных — у всех (кроме, разумеется, специалистов, сведущих в такого рода операциях) поднялась волна паники. Как оказалось, наша пациентка, ещё с перевязанным глазом, отправилась поутру в уборную и там, упустив из виду стоящие тазы с водой, случайным образом их задела. И тут же услыхала что-то вроде «буль-буль»… Ну и решила, что это хрусталик выскочил (кто ж из обывателей знал, что он из себя представляет?). Пришлось нам всем отделением бабушку успокаивать, мол, всё хорошо, драгоценный хрусталик на месте. Здесь-то пациентка и прозрела.
О многонациональном Туапсе и его традициях
— Праздник в честь Дня города лично у меня тесно связан с положительными эмоциями в кругу родных и добрыми традициями, которые заложила тогдашний мэр Г.А. Джигун. Среди них — день национальных культур, который ежегодно в июле проводили медработники центральной городской больницы под руководством главного врача В.З. Свазьяна. Тогда сотрудники каждого из отделений облачались в национальные костюмы (к примеру, отделение гинекологии представляло Беларусь, медики из терапии наряжались в одежды с кубанскими мотивами и т. д.). В микрорайоне улицы Армавирской в больничном скверике разворачивались настоящие народные гуляния — присоединялись местные жители, мы приходили с детьми (такое событие не могли даже пропустить мои товарищи-арабы: специально приезжали из Краснодара), в праздновании принимали участие и представители власти. Тут можно было отведать блюда кухонь разных народов мира (а готовили мы сами, по семейным домашним рецептам — плов, восточные сладости и т.д.), поближе познакомиться с культурой других национальностей. Хорошие были времена… Очень жаль, что такая традиция канула в Лету.
О том, что всё течёт, всё изменяется
— Уже более десяти лет в Туапсе я занимаюсь частной практикой, принимаю пациентов в собственном офисе, некоторые из них запомнили и зовут меня просто: Альшабан, путают фамилию с именем (смеётся — А.Д.).
Оглядываясь назад, понимаешь, что уже не допускаешь всех тех ошибок, которые бывали в молодости, опыта приобретено немало. За одну только стажировку в Индии в течение трёх недель я извлёк столько полезной информации о новых методиках операции катаракты и вместе с тем — практики (под руководством местных профессоров), сколько не получил за годы учёбы. Тут можно смело говорить о шестом чувстве, которое зарождается у врачей с увеличением трудового стажа и пропорционально практическому опыту в медицине.
В настоящее время для специалистов в этой области есть масса ресурсов для развития. И если бы, к примеру, в мои молодые годы реализовывались такие краевые и федеральные программы как, к слову, «Земский доктор», я обязательно воспользовался предоставленной возможностью: отправился трудиться в больницу, пускай и в сельскую глубинку, набираться необходимого опыта. Ведь то, что все мы сегодня делаем — это действительно ювелирная работа, требующая знаний и твёрдой руки.
Анна ДЕМИЧЕВА