Вернувшиеся из пекла

51

15 февраля – 31-я годовщина со дня вывода советских войск из Афганистана. К памятнику «Чёрный тюльпан» сегодня с утра легли красные гвоздики – участники митинга-реквиема почтили память тех, кто не вернулся с той необъявленной войны.

Чтобы вспомнить погибших воинов-интернационалистов, к «Черному тюльпану» каждый год неизменно приходят те, кто воевал в Афганистане. Среди них и Андрей Потупалов.
В 1987 году ему пришла повестка в военкомат. К тому времени он уже по программе подготовки к армии в ДОСААФ получил специальность водителя. Сначала Андрея направили в учебку в Орджоникидзе (нынешний Владикавказ). Оттуда — на северо-запад Афганистана, через Кабул в провинцию Герат. Там базировался его мотострелковый полк. Дозор молодой солдатик нёс на своём БМП на точке между Гератом и Шинандом — их экипаж обеспечивал охрану идущих колонн и трубопровода, по которому в Кабул из Советского Союза (тогда ещё Таджикской ССР) качали керосин для авиации. Те места, говорят, у «духов» были излюбленным для закладки мин.
– Я как-то не осознавал, что попал на войну, – вспоминает Андрей Александрович. – Понимание пришло спустя годы.
А тогда казалось, что всё не так страшно – в детстве все мальчишки играют в войнушку. Но в Афганистане стреляли. По-настоящему. По тебе и твоим друзьям. Ты видел, как гибнут товарищи, с которыми вчера только мечтали о будущем, о мирной жизни на гражданке. Молодые парни учились жить. Нет, выживать, оставаясь при этом людьми.
После возвращения из афганского пекла Андрей Потупалов вновь пришёл в родной порт, где работал до призыва в армию, где трудится и сегодня. Он – заместитель начальника службы пожарной охраны, так что тоже обеспечивает безопасность, но уже пожарную. А ещё – возглавляет портовый совет воинов-интернационалистов. Боевое братство ТМТП — почти сорок человек, служившие не только в Афганистане, но и в Чечне, и уже даже в Сирии.
– Есть наше братство афганцев, говорит А. Потупалов. – И это больше, чем просто дружба. Помогаем друг другу, встречаемся. Сейчас, к сожалению, всё больше по печальным поводам.
Многих из воинов-интернационалистов уже нет в живых. У кого-то о себе дало знать старое ранение, многие уходят от сердечных заболеваний. Андрей Потупалов говорит, что память, как ненужные, стирает воспоминания об опасных моментах жизни — такая якобы самозащита организма. Но, кажется, он всё-таки лукавит. Ведь как бы ты ни старался забыть те события, война навсегда оставляет отпечаток в душе и на сердце. И, кто знает, может порой ему вновь снится Афганистан и «…скорбная птица, через границу к русским зарницам несущая ребятишек домой…» Это строчка из розенбаумовского «Чёрного тюльпана» – одной из любимых песен Андрея.
Сейчас много ведётся разговоров, нужна ли была та война. Но вряд ли тогдашние молодые парни об этом думали. Андрей Потупалов говорит, что просто служил своей стране, защищал её рубежи. И эту школу жизни воин-интернационалист прошёл с честью.
15 февраля он и его боевые товарищи неизменно встречаются. Возлагают цветы к мемориалу, молча вспоминают тех, кто уже не здесь.
Поднимем третий. Молча. Стоя.
За боль. За них и за Афган.
Ведь до сих пор мне нет покоя,
На сердце шрамы прежних ран.
Поднимем третий. Молча. Стоя.
Накрытый хлебушком стакан.
Им вечный крест на аналое.
И в Рай идущий караван…

Ольга СЕДЛАЧЕК