Память, как трофей, на склад не сдашь…

173

Даже через много лет после Победы всякий раз, слыша «гора Индюк» или «Семашхо», ветеран Великой Отечественной Василий Андреевич Марченко вспоминал картину, представшую его взору в начале 1943 года: «Бои в тех местах шли страшные. Убитые, немцы и наши солдаты, лежали на склонах гор слоями…» Военная часть, в составе которой Василий Андреевич прошёл фронтовыми дорогами по Северному Кавказу и Кубани, далее через Украину, Румынию, Венгрию, Австрию до Германии, не была передовой. Она шла следом за наступающими советскими дивизиями. Но и этого было достаточно, чтобы лейтенант Марченко в полной мере на себе испытал все тяготы войны.

Родился Василий Андреевич 25 августа 1922 года в селе Завьялово Тогучинского района Новосибирской области. После окончания семилетки поступил в Ташкентское военно-пехотное училище имени В.И. Ленина. С началом Великой Отечественной учебная программа подготовки офицеров была ускорена и уже 14 января 1942 года Василию присвоили звание лейтенанта. А в апреле в составе 410-го стрелкового полка 102-й стрелковой дивизии его направили на Северо-Кавказский фронт. В боях на Тереке лейтенанта Марченко тяжело ранило и он оказался в госпитале. После выздоровления был зачислен в состав 6-й отдельной фронтовой бригады. Так значилась в реестре трофейная ордена Александра Невского бригада, входившая в состав Северо-Кавказского фронта. Трофейные органы, части и учреждения Красной Армии, обеспечивали сбор, охрану, учёт, вывоз и сдачу трофейного вооружения, боеприпасов, боевой техники, продовольствия и фуража, горючего и других военных и народнохозяйственных ценностей, захваченных Красной Армией у противника. За годы войны было собрано свыше 24,5 тысячи вражеских танков, более 72 тысяч орудий, тысячи тонн металла. Значительное количество трофейного вооружения и техники использовалось для оказания помощи партизанскому движению в тылу врага и союзным формированиям.
После того как фашисты были остановлены на подступах к Туапсе, а потом отброшены с высоты горных хребтов на равнину и начали отступать, бойцы 6-й отдельной фронтовой бригады прошли по местам Туапсинской обороны, собирая оставшееся на поле оружие и боеприпасы. Именно к тому периоду и относятся воспоминания фронтовика о горах Семашхо, Каменистой и других высотах, склоны которых густо политы кровью защитников Туапсе.
После освобождения Северного Кавказа трофейщиков эшелоном отправили на 2-й Украинский фронт. Несмотря на удалённость бригады от передовой, бойцам-трофейщикам часто грозила смерть. Указание на это находим в статье Нины Чуевой «Трофейная — шестая отдельная», героиня которой З.Д. Лонина, однополчанка В.А. Марченко, служила в штабе 1-го батальона, того же, в котором воевал и наш ветеран, 6-й трофейной бригады.
«Мы думали, что нас оставят в Киеве, — вспоминала она. — Город находился в руинах, везде кучи битого стекла, подбитые танки, машины. Но эшелон проследовал дальше. В Умани остановка.
Недалеко от узловой железнодорожной станции Вапнярка в лесу немцы оставили склады боеприпасов. Эти склады мы должны были взять под охрану. Но фашисты, опомнившись, начали бомбить станцию, окрестность, пытаясь их уничтожить…
Творилось что-то ужасное. Ночами бомбардировщики налетали одно звено за другим. Вешали в небе «фонари». На станции было много гружёных составов. Наши зенитки били по вражеским самолётам. Советские «ястребки» не давали врагу скорректировать точность ударов…» Несмотря на все старания немцев, склады остались целыми.
Позже в составе 6-й фронтовой бригады Василий Марченко был на 3-м Украинском фронте.
«Трофейщики шли всё время следом за передовыми частями, …по Бессарабии, Молдавии, — это опять выдержки из воспоминаний Зинаиды Лониной. — Всюду следы тяжёлых боёв. В Румынии пересели на машины. Лили затяжные моросящие дожди. Шинели за ночь не успевали просыхать. Ночевали в хатах, но туда набивалось людей, как сельдей в бочке. Спали вповалку на полу, не раздеваясь. Переворачивались по команде.
В Румынии, а позднее в Венгрии, в основном брали под охрану от грабежей продовольственные и материальные склады, магазины, другие объекты».
Так Василий Марченко прошёл почти через всю Восточную Европу. Победу встретил в Германии. За воинскую доблесть награждён медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта» и орденом Красной Звезды. В наградном листе к ордену командир 1-го батальона капитан Куцишин указал, что «Лейтенанту Марченко было поручено произвести демонтаж сложной киноаппаратуры. Благодаря энергичному руководству лейтенанта Марченко его взвод прекрасно справился с возложенной на него обязанностью. Вместо 5 дней задание было выполнено за 2 дня. При этом кроме демонтажа им была произведена и погрузка демонтированных станков (среди них цветная проявительная машина) и отгружено на Родину 27 вагонов станочного оборудования. Кроме того, лейтенанту Марченко было дано задание по демонтажу насосной станции на заводе авиапроката. Без специалистов, руководящих демонтажом, не представлялось возможности выполнить задачу, но благодаря настойчивости и энергичности лейтенанта Марченко, насосная станция была им демонтирована на 2 дня раньше срока, установленного командованием».
После демобилизации Василий Андреевич трудился в сельском хозяйстве. Поднимал целину. Работал начальником молочно-товарной фермы. В 60-х годах с семьёй переехал в Туапсе. До выхода на пенсию трудился на нефтеперерабатывающем заводе.
Ныне В.А. Марченко живёт в Краснодаре у дочери Галины. У него двое внуков и двое правнуков. Седовласому ветерану есть с кем делиться воспоминаниями о войне. В отличие от трофеев, память на склад истории не сдашь.

Вера СЕРГЕЕВА