Эпоха барокко в Туапсе

70

Сотрудничество Туапсинского камерного оркестра и московского гобоиста-виртуоза Алексея Балашова началось два года назад. Тогда, собираясь на гастроли в Краснодар, он узнал про наш коллектив и сам вышел на его дирижёра Виктора Сороку с предложением сыграть вместе.
С тех пор было дано несколько совместных концертов, в том числе в рамках проекта Академии Владимира Спивакова.
Программа нынешнего выступления полностью состояла из произведений барокко. Концерт, как и следовало ожидать, прошёл при полном зале и, думается, для туапсинских меломанов стал настоящим праздником «живой» академической музыки.
Наша беседа с Алексеем Балашовым состоялась за день до концерта в перерыве репетиции.

– Что произошло в вашей жизни за эти два года, с того момента, как вы познакомились с туапсинскими музыкантами и туапсинской публикой?
– Я развивался, оттачивал стиль, разнообразил репертуар. Мой звук стал более мягкий, трепетный. Это главное, что произошло со мной.

– Изменился ли за это время туапсинский оркестр?
– Да, я вижу заметный прогресс в понимании барокко. Последние четыре дня мы работали над штрихами, и я очень доволен тем, какое у нас теперь звучание.

– Почему барокко?
– Барокко – моя любимая музыка. Это расцвет гобоя. Для гобоя в эту эпоху писали все лучшие композиторы: Гендель, Бах, Вивальди. К сожалению, после барокко гобой стал терять популярность.

– У вас новый инструмент?
– Да. Это китайская фирма K.GE. Слово «китайская» не должно вводить в заблуждение. Я до этого перепробовал около двадцати гобоев, мне есть с чем сравнить. Последний мой инструмент был фирмы «Людвиг Франк» – очень высокого класса. Мастер, который основал K.GE, сам изобретатель. Он, например, придумал машинку для расточки тростей для гобоя. Расточкой трости гобоисты занимаются вручную и на это уходит очень много времени. Мне предложили стать представителем этой фирмы – я согласился. Ещё скажу, что нынешние гобои совсем не похожи на гобои времён барокко. У тех было всего два клапана. Такие простые деревянные дудочки.

– В этот приезд, кроме репетиций, какая-то культурная программа у вас есть?
– Совсем нет времени. Я вчера давал концерт в Сочи с квартетом имени Рахманинова (этот коллектив ранее выступал перед туапсинской публикой – В.Б.). Мы также играли барокко, но совсем другие произведения. Поэтому всё время занимают репетиции, то в Сочи, то в Туапсе. Здесь, в Туапсе, у меня своеобразная премьера. Концерт Карла-Филиппа-Эммануила Баха для гобоя я впервые играю с оркестром. Крайне сложное произведение с очень быстрым искромётным финалом. Ранее я его исполнял только в сопровождении фортепьяно. Теперь попробую с Туапсинским камерным оркестром. Мне интересно с ними работать над звуком. Очень комфортно.

Владимир БЕЛЯЕВ