В Туапсинском районе трудным подросткам помогут наставники

86

С 2020 года в Краснодарском крае вводится институт наставничества над детьми, стоящими на учёте комиссий по делам несовершеннолетних. Предполагается, что данная мера будет способствовать снижению правонарушений.
Краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в конце прошлого года утвердила положение о наставничестве, и сейчас ведётся работа в муниципалитетах.

Мы попросили начальника районного отдела по делам несовершеннолетних Надежду Николаевну Никитину объяснить, в чём суть нововведения, кто может стать наставником и каковы будут его функции.
– Наставником, согласно положению, может стать человек старше восемнадцати лет, несудимый, дееспособный. Есть ещё ряд ограничений, но каждый случай мы будем рассматривать индивидуально. Задача наставника – личным примером воздействовать на своего подопечного, помогать советом, направлять в выборе учёбы и работы. Хорошо, если это будет спортивный тренер, депутат, уважаемый предприниматель, вообще любой человек, который может показать ребёнку светлую сторону жизни.
– Какие это накладывает обязанности?
– Начнём с того, что наставничество – изъявление доброй воли трёх сторон: ребёнка, родителей, самого наставника. В любой момент каждая сторона может отказаться от сотрудничества – никаких претензий не последует. Никто не будет требовать от наставника отчётов или применять санкции за недостаточное усердие. Но за каждым наставником будет закреплён куратор из числа членов комиссии. Куратор контролирует отношения взрослого и ребёнка, в каких-то случаях что-то подсказывает. Никаких материальных выгод наставничество не несёт – это вопрос твоей общественной позиции.
– Сколько у нас детей, к которым можно прикрепить наставника?
– Двадцать пять детей разных категорий. Эта цифра постоянно меняется, кого-то снимают с учёта, кого-то ставят. Есть ещё 35 семей, состоящих у нас на учёте. Над детьми из этих семей тоже можно брать шефство.
– Подобный опыт был в прошлые годы?
– В советское время наставничество широко практиковалось на предприятиях – на работу ведь брали и после восьмого класса школы. Когда мы отмечали 100-летие нашей комиссии, нашли женщину, бывшую работницу обувной фабрики, через которую прошли десятки молодых рабочих. Она показывала нам свою «амбарную книгу», где вела записи о своей работе. Представьте, скольким она помогла не сбиться с правильного пути!
Сейчас ситуация совершенно иная. Если раньше с наставника могли строго спросить, если его подшефный что-то натворил, то сейчас речи об этом нет. Логика такая: если хотя бы одному ребёнку общение со старшим товарищем пойдёт на пользу – это уже хорошо.
Мы, те, кто занимается детьми по роду службы, действуем в рамках своих инструкций, а к каждому ребёнку требуется нестандартный подход, дружеское участие. Родители, какими бы они хорошими ни были, часто перестают быть авторитетом для подростка. А человек со стороны, старший товарищ, может стать для него примером. Заинтересует спортом, творчеством, сводит в поход. В этом и есть смысл наставничества.
– Если кто-то решил, что может стать наставником для состоящего на учёте несовершеннолетнего, что ему следует делать, какие документы собрать и куда обратиться?
– Пусть позвонит в наш отдел. Можно лично мне, по сотовому телефону: 8-918-302-41-25. Мы будем рады любому шагу нам навстречу.